Приручение и дрессировка животных
В Москве на Тверском бульваре иногда можно увидеть прогуливающегося человека, впереди которого на поводке бежит лисичка. Глядя на эту лисичку, многие ребята думают, что она дрессированная. Но этот красивый зверек может быть и не дрессированным, а только прирученным.
Поймав в лесу или в поле дикое животное, человек постепенно добивается того, что оно перестает бояться его, оно даже стремится к человеку, по-своему выражая при этом радость. Лиса, например, виляет хвостом, подскакивает, издает призывный крик, пытается ласково потереться о ногу своего хозяина. Такое животное мы называем прирученным.
Предки домашних животных—собаки, кошки, коровы, лошади — также когда-то были дикими. Много тысяч лет назад их стали ловить и приручать. Постепенно дикие животные привыкли к постоянному общению с людьми, от которых получали корм, жилье и чувствовали их заботу о себе. У одомашненных животных изменились и инстинкты.
Если домашнее животное выходит из-под надзора человека, оказывается предоставленным самому себе, оно, всего вероятнее, вскоре погибнет, не выдержав суровых условий самостоятельного существования.
И в наше время человек одомашнивает некоторых животных. В лесном питомнике под Серпуховым, например, одомашнивают лося. Это красивое животное очень выносливо, неприхотливо к корму, оно гораздо сильнее и быстроходнее, чем лошадь.
Человек, приручающий животное, должен сам ухаживать за ним: кормить, поить зверя, чистить его помещение. Обращаться с животным надо ласково, говорить спокойным и тихим голосом, без крика. Нельзя делать резких, пугающих зверя движений. Полезно бывает приласкать животное — погладить его и т. д.
Очень помогают приручению прогулки с животными и, главное, совместная игра. Надо научиться подмечать в игре наиболее характерные особенности поведения животного, движения и действия, свойственные только этому животному. Все ото имеет большое значение для дрессировщика.
Дрессировка может начинаться только после полного приручения животного. «Дрессировка» — слово французского происхождения. Дрессировать — значит обучать животное. Глядя на некоторые почти разумные действия дрессированных животных, можно подумать, что у них есть разум. Иногда даже кажется, что они понимают речь человека. Скажет человек животному: «Ложись}» — животное ложится. Выдрессировать животное — это значит выработать у него условные рефлексы, т. е. привычку отвечать на тот или иной сигнал человека определенным действием. Животное производит такое действие потому, что получает за это корм или же избегает наказания за неподчинение человеку (см. ст. «Поведение животных»).
Дрессировка животных основана на воспитании условных рефлексов. Посмотрим, как это выглядит на практике. Допустим, вы решили выдрессировать собаку, т. е. выработать у нее условный рефлекс садиться по вашему приказанию; причем вы решили сделать это с помощью вкусного корма — сахара. Вы берете кусочек сахара и сначала только показываете его собаке, стоящей перед вами в обычной позе на четырех лапах. Потом громким голосом приказываете: «Сядь». Повторяя этот приказ, вы держите сахар на таком уровне от глаз собаки, чтобы она, следуя за ним глазами, невольно села. Как только собака сядет, вы тут же даете ей сахар. Такие действия в дрессировке называются наталкиванием. После многократного повторения такого приема у собаки установится условный рефлекс: по команде «сядь» она будет садиться, чтобы получить сахар.
Затем вы начнете отрабатывать это движение собаки. Она немедленно должна садиться при слове «сядь», и только тогда вы даете ей сахар. Длительность дрессировки будет зависеть от вашего умения и от способности собаки. Если вы добьетесь, что собака четко выполняет ваш приказ, значит, дрессировка закончена, т. е. у животного выработался условный рефлекс отвечать определенным движением на словесный сигнал. Собака будет садиться до тех пор, пока вы подкрепляете нужные вам ее движения сахаром или другим каким-нибудь вознаграждением. Как только вы перестанете это делать, выработанный у собаки условный рефлекс постепенно начнет тормозиться и вскоре погаснет совсем. Как бы ни был сложен «номер», выработанный у животного дрессировкой, в основе его всегда будут лежать условные рефлексы.
Условный рефлекс у животного можно выработать и закрепить не только с помощью корма. Все знают, что стоит возчику крикнуть лошади: «Но»,— как она трогается с места и бежит. Это «Но» для лошади — сигнал к движению. Если бы человек, начав приучать лошадь к езде, только бы кричал «Но», не ударяя при этом ее кнутом или вожжами, она не стала бы бежать. Только частые повторения «Но» с обязательными одновременными ударами кнута выработали у лошади такой условный рефлекс. Она стала двигаться с места при одном только возгласе «Но». Движение вперед избавляет ее от удара, причиняющего боль.
Основоположником гуманной, «русской школы», дрессировки животных был всемирно известный дрессировщик Владимир Леонидович Дуров—«дедушка Дуров», как звали его дети. Он считал, что, прежде чем дрессировать, нужно тщательно изучить природные свойства животного, образ его жизни, двигательные способности, привычки и повадки. От животного дрессировщик может требовать только такие движения и действия, на которые оно способно по своей природе. Дрессировать нужно не кнутом, не палкой, а с помощью вкусного корма и лакомства. Так можно выдрессировать и слона, и мышь, и медведя, и воробья. За свою жизнь В. Л. Дуров выдрессировал тысячи самых разнообразных животных, принадлежащих к 55 видам.
Вот один из удивительных результатов дуровской в кусопоощрительной дрессировки. Под Москвой над дачной местностью появился воздушный шар. Такое зрелище было в то время диковинным, и жители Подмосковья с удивлением смотрели на воздушный шар. Но вот от воздушного шара отделилась какая-то темная точка, над ней сверкнул белый купол парашюта, и на землю опустилась… свинья. Она принадлежала В. Л. Дурову, и у нее было имя Хрюшка. Как же Дуров приучил ее не только самостоятельно подниматься на воздушном шаре, но даже прыгать с него на парашюте?
Вот как он рассказывает об этом в своей книге для детей «Мои звери»: «Я тогда жил на даче. Вот мы с Хрюшкой вышли на балкон, а на балконе у меня был устроен блок, и через него переброшены обшитые войлоком ремни. Я надел на Хрюшку ремни и стал осторожненько подтягивать ее на блоке. Хрюшка повисла в воздухе. Она отчаянно заболтала ногами и как завизжит Но тут я поднес будущей летчице чашку с едой. Хрюшка, почуяв вкусное, забыла про все на свете и занялась обедом. Так она и ела, болтая ногами в воздухе и покачиваясь на ремнях. Я несколько раз поднимал ее на блоке. Она привыкла к этому и, наевшись, даже спала, повиснув на ремнях. Я приучил ее к быстрому подъему и спуску. Потом мы перешли ко второй части обучения. Я поставил затянутую ремнями Хрюшку на площадку, где был будильник. Затем поднес Хрюшке чашку с пищей. Но как только ее пятачок коснулся еды, я отвел руку с чашкой. Хрюшка потянулась за вкусным, соскочила с площадки и повисла на ремнях. В эту самую минуту затрещал будильник. Эти опыты я проделывал несколько раз, и Хрюшка уже знала, что всякий раз, как зазвенит будильник, она будет получать пищу из моих рук. В погоне за заветной чашкой она при звоне будильника сама соскакивала с площадки и раскачивалась в воздухе, ожидая лакомства. Она привыкла: как затрещит будильник, надо прыгать».
Приведенный нами пример — образец умело выработанного у свиньи условного рефлекса: прыгать в ответ на сигнал, т. е. на звонок будильника, при каких бы обстоятельствах ов ни звонил. Конечно, парашют у свиньи раскрывался без ее помощи.
Дрессировали животных и в древние времена. Еще в V в. до н. э. в войсках Александра Македонского использовали дрессированных собак. В ассиро-вавилонских войнах участвовали дрессированные слоны — на их спинах укрепляли боевые башни, в которых укрывались бойцы. В глубокую старину по русским городам и селам ходили поводыри-скоморохи с дрессированными медведями. .Косолапые артисты веселили народ, забавно изображая, как пьяные мужики пляшут, как бабы и девки румянятся, как ходят за водой, как мальчишки в огороде воруют горох.
Когда не было еще телеграфа, для срочных донесений использовали почтовых голубей, проходивших для этого специальное обучение. Дрессировка голубей основана на их способности с любого расстояния возвращаться в свое гнездо.
В XX в. на аренах многих европейских цирков начали выступать так называемые укротители с группами дрессированных львов, тигров, слонов. Все эти дрессировщики подчиняли себе животных не лаской и кормом, а кнутом и палкой. Иногда такая дрессировка была очень жестокой. Животных заставляли сидеть на месте или двигаться по арене цирка с помощью раскаленного железа. Болевая дрессировка также основана на выработке условного рефлекса у животного. Нужное человеку движение животного вызывается сигналом — угрозой наказания: будет больно.
В конце прошлого века известный немецкий дрессировщик и торговец дикими животными Карл Гагенбек предложил дрессировать животных смешанным методом, т. е. наказывать за неподчинение и поощрять кормом за удачно выполненное движение.
Дрессируют животных не только ради развлечения. Дрессированные животные нужны в народном хозяйстве. Дрессируют лошадей, оленей, верблюдов и других транспортных животных. Оленей учат бегать в упряжке с нартами {санями) и слушаться каюра (погонщика), верблюдов — становиться на колени, чтобы принять на спину поклажу и идти с ней, и т. п. В сельском хозяйстве широко применяют отдельные приемы дрессировки животных. Например, пастух вырабатывает у коров привычку следовать за ним и собираться на хлопанье пастушьим кнутом. Птичницы приучают кур бежать на зов «цып-цып-цып». Овец приучают слушаться собак, охраняющих отары. Дрессируют пчел, чтобы они опыляли нужные человеку растения.
В. Л. Дуров писал, что дрессировку нужно широко использовать в специальных животноводческих хозяйствах: там она могла бы облегчить массовое кормление и водопой животных, помочь уходу за ними. Так, по сигналу человека коровы могут уходить из коровников, чтобы помещение можно было легко и чисто убрать. Бывает, что неправильное воспитание, например ценнейших породистых быков, неумение выработать у них нужный условный рефлекс, приводит их в полную негодность. Животные становятся свирепыми, нередко уродуют скот и калечат людей. Когда бык только еще родился, он был смирным теленком и ничем не обнаруживал свою способность превратиться в «тигра». Но вот еще совсем маленький бычок делает попытку боднуть своего смирного соседа или, что много хуясе, какого-нибудь колхозного мальчугана. Мальчику это нравится, и он начинает дразнить бычка. Бычок все яростнее наскакивает на своего мнимого врага, а мальчуган и не подозревает, что этой забавой он уже воспитывает в бычке задатки будущего «тигра».